Сербский путь в ЕАЭС - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 02.04.2023 |

Сербский путь в ЕАЭС

Разговоры о том, что Сербия должна идти по пути укрепления своих торгово-экономических и политических связей со странами Евразийского экономического союза, идут уже не первый год. В Белграде на фоне происходящих сегодня событий на самих Балканах и вокруг них прекрасно понимают, что сотрудничество с Россией и другими странами ЕАЭС позволит в определенной мере противостоять постоянно растущему давлению со стороны Брюсселя и Вашингтона. И поэтому совершенно  неудивительным кажется заявление сербского вице-премьера и министра торговли, туризма и телекоммуникаций Расима Ляича во время его встречи 13 февраля с министром экономического развития России Максимом Орешкиным о том, что Сербии следует как можно скорее подписать соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) с ЕАЭС.

Необходимо отметить, что это уже не первое подобное заявление, которое свидетельствует о твердом намерении сербского руководства сблизиться с Евразийским союзом. Однако только лишь после декабрьских российско-сербских переговоров на высшем уровне, когда президент РФ Владимир Путин отметил, что создание ЗСТ между ЕАЭС и Сербией открыло бы новые возможности для укрепления деловых связей, процесс, похоже начал сдвигаться с мертвой точки. Тогда оба президента согласились с тем, что двухсторонние отношения необходимо развивать более интенсивно, в том числе и в направлении сближения Сербии с ЕАЭС. И необходимо отметить, что это были не просто слова, как могло показаться кому-то со стороны.

Для Белграда сотрудничество с Россией имеет ключевое значение, несмотря даже на то, что в сербской столице не прекращают говорить о продвижении страны по пути евроинтеграции. Например, Сербия вполне может стать важным транзитером российского газа, подключившись к проекту строительства газопровода «Турецкий поток», что предоставит ей серьезные козыри в переговорах с Брюсселем. Дополнительно к этому тот факт, что за последнее время «Газпром» стал постепенно увеличивать поставки голубого топлива в Сербию (согласно договоренности конца 2017 г., по которому был отменен запрет сербам реэкспортировать российский газ, поставки в ближайшие годы должны будут вырасти до 5 млрд. кубометров в год), дает возможность сербской экономике вздохнуть, пускай, и не полной грудью, но гораздо легче.

При этом стоит отметить, что для России, в отличие от других стран ЕАЭС, расширение сотрудничества с Сербией является, скорее, политическим проектом, нежели экономическим – расширение зоны влияния Евразийского союза за пределы постсоветского пространства видится в Москве как инструмент защиты собственных интересов вне границ бывшего СССР. И поэтому, несмотря на то что в нынешних условиях вхождение Сербии в ЕАЭС в качестве его полноценного участника выглядит довольно фантастически, так как давление на Белград со стороны евроструктур и международных валютно-финансовых организаций по-прежнему велик, говорить о том, что подобное никогда не случится, преждевременно.

Решение о начале переговоров с Сербией об унификации торгового режима с целью создания ЗСТ было принято Евразийским советом еще в мае 2016 г. По мнению специалистов, подобное соглашение должно будет заменить уже существующие отдельные договоренности о ЗСТ между Сербией, с одной стороны, и Россией, Белоруссией и Казахстаном - с другой. Стоит напомнить, что именно РФ первой заключила подобный договор еще в августе 2000 г., которое предусматривало освобождение 95% товаров от таможенных сборов. Соглашение о ЗСТ с Республикой Беларусь было подписано в Минске в 2009 г. (в 2011 г. был подписан протокол об изъятии ряда товаров из ЗСТ). Соглашение же с Казахстаном, подписанное в 2010 г., вступило в силу с 2011 г. При этом стоит отметить, что создание отдельных ЗСТ являлось на тот момент совершенно логичным шагом для Белграда и представляло собой параллельный курс развития торгово-экономических связей республики относительно стран Евросоюза.

Известно, что сам по себе процесс упрощения торговых связей в Юго-Восточной Европе начался еще в 2001 г., когда в Брюсселе Албанией, Боснией и Герцеговиной, Болгарией, Хорватией, Македонией, Молдавией, Румынией, Сербией и Черногорией был подписан меморандум о либерализации и упрощении торговли. И здесь необходимо отметить одну немаловажную деталь – в отличие от предлагаемой сегодня схемы вхождения Сербии в ЗСТ с ЕАЭС, которая должна базироваться на общих принципах облегчения режимов торговли, повышения стандартов жизни, добросовестной конкуренции и т.п., все предыдущие подобные соглашения Сербии, например с ЦЕФТА (Центрально-Европейское соглашение о свободной торговле), Турцией и ЕС, всегда имели своей конечной целью включение республики в общеевропейское пространство, а также стремление к европейской интеграции.

Так, являясь одной из стран региона Западных Балкан и кандидатом на членство в Евросоюзе, Сербия, подписав соглашение о торговле с ЕС и ратифицировав в 2008 г. соглашение о стабилизации и ассоциации, обязалась не только вступить в зону свободной торговли, но и привести свое внутреннее законодательство в соответствие с правилами ЕС. Все это, по мнению ряда экспертов, позволило сербскому руководству повысить свой политический статус внутри страны, однако с точки зрения экономики никаких серьезных прорывов не принесло. Более того, несмотря на ряд выгод (некоторые группы сербских товаров поступают на территорию ЕС без таможенных пошлин и количественных ограничений), Белград не смог преодолеть экономическую стагнацию, которая в последние годы стала только усиливаться, в том числе и за счет множества нерешенных политических проблем. При этом западные партнеры Белграда на этом фоне, как оказалось, не только не стремятся стабилизировать ситуацию, но и вовсю используют её в собственных интересах.

Сегодня уже ни для кого не секрет, что западноевропейскими и американскими компаниями продолжается постепенное подчинение себе целого ряда важнейших секторов сербской экономики. Например, горнодобывающей и перерабатывающей промышленности: на сегодняшний день в Сербии практически все исследования, за исключением разведок угля, осуществляются именно иностранцами, а это ни много ни мало около двух миллионов тонн свинца и цинка, несколько миллионов тонн меди, 20 тонн золота, а также залежи лития, которого, по оценкам специалистов, может хватить, чтобы удовлетворить 20% мирового спроса.

Поэтому совершенно неудивительно, что в Белграде видят крайне необходимым искать если не альтернативу, то как минимум дополнительные инструменты защиты государственных экономических интересов. И расширение связей с ЕАЭС является одним из таких инструментов.

На настоящий момент, помимо сотрудничества с Россией в области поставок и транзита углеводородов, Белград стремится активно развивать свои отношения с Белоруссией. Как уже отмечалось, с 2009 г. между двумя странами были ликвидированы взаимные пошлины в торговле товарами (исключение составляют сахар, спирт, сигареты, автомобили, тракторы и ряд других). И вплоть до сегодняшнего дня Сербия продолжает занимать особое положение среди торгово-экономических партнеров РБ в лагере стран дальнего зарубежья, она – единственная страна на не постсоветском пространстве, с которой у Минска реализуется соглашение о свободной торговле. За последние 8 лет товарооборот двух стран увеличился почти в 5 раз (в 2017 г. белорусы экспортировали в Сербию товары по более чем 135 товарным позициям, а сербы – по 185), а год назад во время визита в Минск премьер-министра Сербии была подписана дорожная карта по развитию сотрудничества на ближайшие два года.

Сотрудничество Белграда и Астаны идет не так активно, как с Минском. К концу осени прошлого года оказалось, что товарооборот между республиками составил лишь около 40 млн. долларов. По объему сделок Сербия занимала лишь 61-е место (у Казахстана более развитые торговые связи даже с такими странами, как Бангладеш и Кения), при этом с момента подписания ЗСТ объем совершенных сделок между двумя странами не смог превысить 200 млн. долларов. Многие эксперты видят главной проблемой в данном случае то, что сотрудничество Сербии с Казахстаном, как и с Россией, все еще сильно зависит от поставок нефти и газа, а Астане, к сожалению, сложно что-то предложить Белграду с точки зрения критического для сербов импорта.

Торговля же с Арменией и Киргизией на настоящий момент выглядит совсем слабо, и многими экспертами не рассматривается в обозримом будущем в качестве перспективного для Сербии направления. Однако, несмотря на это, вряд ли кто-то будет отрицать, что любое расширение границ свободной торговли может стать дополнительным фактором роста как сербской экономики, так и экономик стран ЕАЭС.

В данном случае необходимо отметить, что для России и других стран Евразийского союза ЗСТ с Сербией так или иначе станет инструментом усиления торгового и инвестиционного взаимодействия со всем Балканским регионом, а также расширит возможности для более серьезного диалога с ЕС. Более того, подобное соглашение будет способствовать становлению ЕАЭС как значимого регионального игрока, который может и будет создавать здоровую конкуренцию европейским соглашениям во всей Юго-Восточной Европе. В дополнение к этому для РФ это будет и дополнительный козырь в политической игре на Балканах, который позволит Москве увеличить свое влияние на экономическую элиту не только Сербии, но и ряда других стран региона, что станет серьезным противовесом устремлениям местных евроинтеграторов. Более того, для ЕАЭС Сербия вполне может стать платформой для выхода в Балканский и Европейский регион в целом.

Для Сербии же развитие ЗСТ с ЕАЭС и вовсе может стать одним из механизмов, который позволит Белграду усилить свои позиции на Балканах. Речь в данном случае идет о том, что при удачном стечении обстоятельств подобная зона свободной торговли позволит Сербии стать своеобразным связующим звеном между Евросоюзом и Евразийским экономическим союзом, что только повысит авторитет страны в регионе. ЗСТ даст возможность сербам открыть для себя новые рынки Армении и Киргизии, укрепить свои позиции на крупнейших рынках ЕАЭС, а также выйти на новые рынки в Азии (например, АСЕАН), с которыми у ЕАЭС уже выстраиваются торговые союзы.

Нельзя забывать и о том, что Белград от растущей интеграции с Евразийским союзом сможет получить более тесное сотрудничество и в области инвестиций (например, взаимодействие с ЕАБР). Это и многое другое позволяет надеяться, что ЗСТ между Сербией и ЕАЭС, несмотря ни на какие трудности, станет реальностью уже в самое ближайшее время.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3075
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Пржевальский Прибалтика Приднестровье Путин Рахмон РВСН Россельхознадзор Россия Ростсельмаш РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Сахалин СБУ Севастополь сельское хозяйство Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР Столыпин США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Тоомас Хендрик Ильвес Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия ФМС Франция хлопок Центральная Азия ЦРУ Чехия Чечня Чили Шелковый путь Шойгу ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике».


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.org приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика