Не перестанут ли в Киргизии говорить на русском? - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 02.04.2023 |

Не перестанут ли в Киргизии говорить на русском?

Этнических русских в Киргизии осталось не более 6 процентов, тогда как до приобретения республикой независимости их было примерно 40 процентов. При этом русский язык остается языком межнационального общения для казахов, узбеков, корейцев, таджиков и граждан других национальностей, населяющих республику.

Статус русского языка прописан в конституции, он значится как официальный. Но сфера его применения сокращается. С этого года, например, все государственные чиновники должны владеть киргизским языком, владение только русским языком или иным негосударственным служит основанием для отказа в трудоустройстве в госучреждение. Соответственно, если еще два-три года назад документы составлялись на двух языках, то теперь только на одном, государственном. Иначе говоря, сфера применения русского языка сокращается и все больше ограничивается бытовым уровнем.

Правда, пока еще остаются школы и некоторые вузы с русским языком преподавания. Согласно данным киргизского Национального статистического комитета, русскоязычных школ в республике – около 11 процентов, сконцентрированы они в основном на севере страны – в Чуйской, Иссык-Кульской области и в Бишкеке, на юге они сохранились в областных центрах.

И это при том, что школы с русским языком обучения весьма востребованы в Киргизии. Об их популярности говорит тот факт, что они переполнены. Однако власти, мягко говоря,  не очень активно занимаются строительством новых школ с русским языком обучения. Есть серьезные проблемы и с организацией учебного процесса.

Как рассказала преподаватель русского языка и литературы Ольга Лепеева, уровень подготовки некоторых преподавателей довольно низок, особенно в киргизскоязычных школах, где, кстати, снижается количество часов. Здесь стоит отметить, что О. Лепеева живет и преподает в школе с русским языком обучения в областном центре  городе Нарыне, где осталось всего несколько десятков русскоязычных, а ее ученики – в основном киргизы по национальности, многие из которые являются победителями олимпиад и конкурсов по русскому языку, которые проходят не только в Киргизии, но и России. «Русский язык для многих сталь кормильцем. Уезжая в Россию на заработки, многие страдают от плохого знания языка. Поэтому это одна из причин того, что здесь русский так востребован», – объяснила О. Лепеева.

Однако преподавателей такого уровня, как она, единицы. Их, учителей русского языка и литературы, вообще не хватает. И проблему министерство образования решить самостоятельно не может.

Заведующий кафедрой истории и теории литературы Киргизско-российского славянского университета профессор Бахтияр Койчуев, выступая на недавно проходившем круглом столе «Русская филология в КР: актуальные проблемы образовательного и научного сотрудничества», отметил, что существует большой спрос на изучение русского языка, но без помощи извне решить проблему очень сложно. В этом могли бы помочь контакты с российскими вузами, государственные программы поддержки. Например, Б. Койчуев предложил будущих российских филологов отправлять на практику в школы Киргизии. Финансовые и организационные вопросы могли бы взять на себя некоторые государственные организации.

«У турок есть свои лицеи, у арабов свои школы. Почему бы россиянам не открыть хотя бы в областных центрах свои средние учебные заведения? Это бы очень помогло не только поднять уровень преподавания, сохранить в Кыргызстане русский как язык межнационального общения. Уверен, что наши граждане предпочли бы отдать своих детей именно в эти школы, чем в турецкие или еще какие. Еще российское государство могло бы пока взять на себя организацию курсов повышения квалификации преподавателей русского языка и литературы», – отметил в свою очередь Данияр Эргешов, преподаватель русского языка в Джалал-Абадском областном государственном университете.

Русский язык в Киргизии востребован, это не может не радовать, однако уровень его распространения снижается. Особенно если сравнивать с тем, как обстоят дела с другими иностранными для страны языками. Особенно в сфере образования.

В списке лидируют турецкие, китайские и арабские школы. Многие из них существуют на гранты или полностью финансируются странами-донорами, то есть обучение для граждан Киргизии в них зачастую бесплатное.

Особенно постарались турки. В стране примерно 80  турецких лицеев и два университета. Также предполагается создание турецкого военного училища на 600 курсантов, уже отведена земля под строительство учебных корпусов и казарм. После попытки государственного переворота в Турции в 2016 г. власти этой страны потребовали, в т.ч. от Бишкека, закрыть турецкие учебные заведения, так как они якобы принадлежат Фетхуллаху Гюлену, обвиненному в организации мятежа, но киргизские власти их отстояли, и лицеи продолжают функционировать. Главная причина такой «строптивости» очевидна: если бы эти средние учебные заведения закрылись, то пришлось бы срочно направить в уже имеющиеся общеобразовательные  школы тысячи новых учеников. А где взять материальную и учебную базу, откуда почерпнуть кадры преподавателей? Другая причина – во власти КР довольно много выпускников этих самых лицеев и турецких вузов, они – своеобразное лобби, как считают местные эксперты.

Китайцы также не отстают. В восьми крупнейших вузах республики преподают китайский язык. Только в одном Кыргызском национальном университете имени Ж. Баласагына на китайском факультете обучаются 1300 студентов. Также активную работу ведут филиалы Института Конфуция, которые есть не только в столице, но и почти во всех областных центрах. Как отметил заместитель руководителя бишкекского фонда «Евразийцы – новая волна» Денис Бердаков, в одном только Ошском государственном университете Институт Конфуция получил отдельный корпус, где могут обучаться до 600 студентов, построенный китайцами же, строительство обошлось в 800 тысяч долларов. Сотни студентов и выпускников университета периодически проходят стажировки в Китае.

На третьем месте «по популярности» арабские учебные заведения – университеты, частные школы. Зачастую формально это киргизские школы, но финансируются различными арабскими государствами или за счет богатых арабских спонсоров. Например, в мае прошлого года  был ратифицирован договор между Киргизией и Саудовской Аравией о выделении кредита в размере 30 млн. долларов на строительство 16 школ. Кредит очень льготный, на длительный срок  и, скорей всего, требовать его возвращения не будут.

На этом фоне вклад Российского государства выглядит скромно. Это давно уже существующая школа при Киргизско-российском славянском университете и открытая два года назад школа имени А. Чехова, где обучение стоит примерно 170 долларов, или 10 тысяч рублей в месяц. Это недешево даже по российским меркам, а уж для простых киргизских граждан, пятая часть которых находится на заработках в РФ, это очень большая сумма.

Есть, конечно, и проблема нехватки учебников, методической литературы. Периодически российские госучреждения в Киргизии передают школам учебники, но их все равно мало. Вдобавок некоторые патриотически настроенные политики и общественные деятели выступают против того, чтобы киргизские школьники учились по русским учебникам. У самого киргизского государства денег на это нет. К примеру, министерство образования и науки республики собирается напечатать 3 миллиона учебников, но это на деньги проекта Всемирного банка «Поддержка реформ в секторе образования». А Россия выделила грант в 10 миллионов долларов «на расширение программы школьного питания».

Перечисленные выше факты дают основание утверждать, что русский язык в Киргизии как средство коммуникации, межнационального общения без должной поддержки Российского государства может просто исчезнуть.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
7285
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Пржевальский Прибалтика Приднестровье Путин Рахмон РВСН Россельхознадзор Россия Ростсельмаш РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Сахалин СБУ Севастополь сельское хозяйство Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР Столыпин США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Тоомас Хендрик Ильвес Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия ФМС Франция хлопок Центральная Азия ЦРУ Чехия Чечня Чили Шелковый путь Шойгу ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике».


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.org приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика