Ташкент и Вашингтон: диалог ценою в миллиарды - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 23.03.2023 |

Ташкент и Вашингтон: диалог ценою в миллиарды

Визит президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Америку, достигнутые договоренности и экономические соглашения на миллиарды долларов – из разряда значимых для Центральной Азии. Зафиксированы соглашения по крупным инвестиционным проектам, вашингтонская международная практика в духе «Америка прежде всего» отныне может получить воплощение на экономическом пространстве Узбекистана. Дональд Трамп получил карт-бланш в отношениях с ещё одним центральноазиатским государством.

 Тему для «Ритма Евразии» комментируют российский эксперт заместитель директора Центра стратегических оценок и прогнозов доктор истории Игорь Панкратенко и заведующий кафедрой мировой политики и международных отношений Ташкентского государственного института востоковедения, доктор политологии, профессор Шухрат Ёвкочев.

И. Панкратенко:
Нынешний всплеск активности в отношениях Вашингтона с Астаной и Ташкентом – отчасти «на вырост»

– Игорь Николаевич, как вы рассматриваете геополитический подтекст «перезагрузки» узбекистанско-американских отношений? Что желает Америка получить от этого союза?

 – К концу 2014 года можно было уже с уверенностью говорить, что центральноазиатские проекты США, военное присутствие в государствах региона для обеспечения операции в Афганистане себя полностью исчерпали. А предложенные Бараком Обамой принципы «продвижения и поддержки демократических процессов» в их западной трактовке не только не работают, но и воспринимаются региональными политическими элитами в штыки, что имело под собой вполне серьезные основания. Не могут принципы западной демократии быть автоматически пересажены на азиатскую почву – чревато кровью и социальными катаклизмами… В итоге сложилась несколько парадоксальная ситуация. Присутствие в Центральной Азии по целому ряду причин – и стратегического характера (сдерживание Китая), и тактического (функционирование Северной распределительной сети) – американцам необходимо. А вот работающей стратегии обеспечения этого присутствия нет.

В Вашингтоне напряглись, и появились тезисы «Политика США в Центральной Азии», одним из пунктов которых было развитие отношений с двумя ключевыми государствами региона – Казахстаном и Узбекистаном.

Шавкат Мирзиёев с его программой реформ в некотором смысле стал подарком судьбы. Белому дому нужен серьезный партнер в регионе, Узбекистан, наряду с Казахстаном, для этого подходит оптимально. Поэтому развитие диалога Ташкент–Вашингтон по самому широкому кругу вопросов неизбежно.

– И потому Америка усиливает геостратегические позиции в Узбекистане и ЦА в целом?

 – Об усилении геостратегических позиций США в Центральной Азии говорить несколько преждевременно. Есть намерения, которые, конечно, подкреплены кейсами протоколов и договоренностей.

Как конкретно Америка будет распоряжаться восстановленными позициями в регионе? Подозреваю, у Вашингтона пока нет четкого плана действий. Главным вопросом остается, безусловно, Афганистан, и администрация США рассчитывает на более активное участие в нем государств Центральной Азии, тем более Ташкента. Все остальное – и рост китайского влияния, и российское присутствие, и вытеснение Ирана – пока на уровне планов, не имеющих конкретных очертаний.

 – Насколько реален политический региональный альянс Вашингтон–Астана–Ташкент?

– А в чем смысл такого союза для каждого из участников – Вашингтона, Астаны, Ташкента? Какие задачи он должен решать? Против кого дружить будут? Этот регион, за исключением афганской проблемы, не входит в список приоритетов внешней политики Дональда Трампа. Нынешний всплеск активности в отношениях Вашингтона с Астаной и Ташкентом – он отчасти «на вырост», задел на будущее. О стратегии там пока разговора нет, есть решение задач оперативно-тактического характера – функционирование Северной распределительной сети, более активное участие Казахстана и Узбекистана в афганском урегулировании, расширение присутствия на рынках этих стран.

 У Ташкента с Вашингтоном товарооборот по прошлому году – чуть больше 210 миллионов долларов, с Пекином – 4 миллиарда. Я уже не говорю о совместных с КНР инфраструктурных проектах Узбекистана и Казахстана в рамках инициативы «Один пояс – один путь». Поэтому если о чем и говорить – хотя тоже с большой натяжкой, – так это о некоем союзе Астана–Пекин–Ташкент. Хотя Узбекистан старается принципиальные вопросы решать в рамках двусторонних отношений, а не через «союзы» и «оси».

 – Шавкат Мирзиёев на пути в Вашингтон имел диалог с замминистра иностранных дел Британии…

 – Лондон – это один из основных мировых финансовых центров, наладить отношения с которым, в свете реформы узбекской экономики, Ташкент справедливо считает совсем не лишним. Во-вторых, Великобритания – один из ведущих мировых игроков, консультации с которым для любого государства не бывают лишними.

 – Узбекистан является участником Движения неприсоединения (что означает отказ от размещения на своей территории иностранных военных баз), покинул ОДКБ и не собирается вступать в ЕАЭС, в котором ядром является Россия. Это было одобрено хозяином Белого дома в ходе переговоров.

 – Узбекистан не просто «претендует» на политическую и экономическую самодостаточность, он по факту является мощной в экономическом и военном отношении региональной державой, способной генерировать и, главное, проводить самостоятельную внешнюю политику в своих национальных интересах. Добившись этого, кстати, и без иностранного военного присутствия, и без участия в ОДКБ, и без вступления в ЕАЭС.

И, что важно понять и Москве, и Вашингтону, Узбекистан не будет ни прокитайским, ни пророссийским, ни проамериканским. Он будет исключительно проузбекским, ориентированным на собственные национальные интересы. Разумеется, полная экономическая самодостаточность в нынешних условиях – утопия, проведение независимой от основных мировых игроков и региональных держав внешней политики тоже никому пока не удавалось.

Международные отношения – это всегда динамика. Хочешь сохранить свое место, свой статус в нашем мире – борись за это, поддерживай свои конкурентные преимущества, поддерживай свою эксклюзивность как экономического и политического партнера для другой стороны. Старые заслуги здесь особо не котируются. И это главный вывод, который, на мой взгляд, должна сделать Москва в отношениях с Ташкентом.

Ш. Ёвкочев:

Двусторонние отношения между Узбекистаном и США переживали различные периоды, но никогда не прерывались

– Взлеты и падения отношений между Ташкентом и Вашингтоном происходили на протяжении всей истории независимого развития Узбекистана. Причем последнее такое событие произошло в 2005-2006 годах, когда по решению Олий Мажлиса Республики Узбекистан договор о продлении действия американской базы в Ханабаде не был продлен, и база была закрыта. Сейчас два лидера, преследуя национальные интересы, решили улучшить отношения между своими странами. Узбекистан переживает подъем в самых разных направлениях развития, в том числе и во внешней политике. Осенью предвидится принятие новой Концепции внешнеполитической деятельности, в которой будут отражены новые задачи и прерогативы развития страны по 2021 г. Основные принципы, такие как невхождение в различные военные блоки, развитие отношений со всеми странами вне идеологического контекста, невмешательство во внутренние дела других стран и другие, останутся неизменными.

Политическими элитами Узбекистана поддерживается курс президента на сближение с США?

 – Безусловно, визит нашего президента в США – это крупное политическое и дипломатическое событие в жизни Узбекистана. И естественно, оно поддерживается политической элитой, широкими массами людей, поскольку подразумевает крупные внешние инвестиции в экономику страны, а значит, и открытие новых рабочих мест. Кроме этого, открываются широкие возможности для экспорта узбекской продукции в США, в частности продуктов аграрного сектора.

Узбекистан является активным участником мирных переговоров по Афганистану. США рассматривают РУз как одного из модераторов переговорного процесса. Таким образом, качественно новый этап развития отношения между Узбекистаном и США позитивно может сказаться на решении региональных проблем политического, военного, а также экологического характера, имеется в виду вероятность облегчения последствий экологического кризиса Арала.

 – Свое технологическое развитие Узбекистан связывает с вашингтонскими соглашениями?

– В стратегии действий (2017-2021 гг.), инициатором которой стал президент Ш. Мирзиёев, прослеживается мысль о модернизации всего экономического и технологического потенциала страны за счет интенсификации внутренних ресурсов, а также привлечения зарубежных инвестиций. Крупным стимулом такого прорыва должны стать новые технологические предприятия в различных направлениях экономики страны, развитие свободных экономических зон, а также форсированное совершенствование туристического потенциала страны. В развитии Узбекистана не делается ставка на приоритете отношений с какой-то одной страной. Узбекистан заинтересован развивать взаимовыгодные отношения со всеми странами, конечно, соблюдая баланс интересов между ними.

По линии образования и науки чем Америка интересна Узбекистану? Что сулит партнёрство двух стран гуманитарному сектору?

 – По линии образования и науки перед узбекистанцами открываются хорошие возможности проведения совместных исследований, практических и теоретических конференций, ознакомления с системой американского высшего образования на ступенях бакалавриата, магистратуры и докторантуры. Весьма поучителен был бы для узбекистанцев американский университетский опыт, библиотечное дело, ознакомление с системой связи академического образования с практическими предприятиями.

Весьма важным видится сотрудничество в области книжного дела, обмена научной литературой и результатами современных исследований.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
8133
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Пржевальский Прибалтика Приднестровье Путин Рахмон РВСН Россельхознадзор Россия Ростсельмаш РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Сахалин СБУ Севастополь сельское хозяйство Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР Столыпин США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Тоомас Хендрик Ильвес Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция Тюркский совет Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия ФМС Франция хлопок Центральная Азия ЦРУ Чехия Чечня Чили Шелковый путь Шойгу ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике».


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.org приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика