Додон – Красносельский: миротворчество президентов - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 28.03.2023 |

Додон – Красносельский: миротворчество президентов

В начале сентября прошла очередная, четвертая за последние полтора года встреча президентов Молдовы и Приднестровья Игоря Додона и Вадима Красносельского. При этом президенты договорились встретиться еще раз до конца года. Похоже, переговорный формат «1+1» в лице глав ПМР и РМ снова может набрать ход.

На фото в резиденции И. Додона в Кондрице (первая часть встречи проходила тет-а-тет и «без галстуков») президенты выглядели довольно непринужденными, между ними по крайней мере не ощущалось какого-то видимого напряжения. Насколько можно понять, вновь было подтверждено согласие по одному из основных вопросов молдо-приднестровской повестки – о том, что миротворческая операция на Днестре должна продолжаться. И. Додон заявил, что «операция успешна, и никаких вопросов насчет ее целесообразности не может быть». А В. Красносельский выразил удовлетворение тем, что у него с молдавским коллегой «есть общая позиция – сохранение миротворчества».

Такая совместная позиция, акцент обоих собеседников на продолжении миссии миротворчества очень важен, особенно на фоне тех резких и необоснованных нападок на миротворческий механизм, которые наблюдались в последние полтора года со стороны правительства и парламента РМ.

Главы Молдовы и Приднестровья также выразили общую озабоченность состоянием экологии Днестра и сохраняющимся намерением Украины построить в верховьях реки шесть гидроэлектростанций. Правда, как повлияет эта озабоченность на планы Киева, пока не очень понятно.

В. Красносельский повторил, что о политическом урегулировании отношений между Кишиневом и Тирасполем говорить рано, а работать надо над гуманитарными, культурными и социально-экономическими проблемами. И. Додон, похоже, с ним спорить не стал, подчеркнув, что «это конструктивный диалог, которого раньше не было, и мы будем его продолжать в интересах жителей и левого берега, и правого».

Конечно, зримых прорывов нынешняя встреча не принесла, но их и не ожидали. До выборов в молдавский парламент, которые должны состояться в феврале 2019 г. и прояснить дальнейшую судьбу Партии социалистов РМ, какого-то эпохального переговорного продвижения в «президентском» формате не будет. Сегодня существеннее, пожалуй, другое – сам контакт между лидерами, создание между ними той атмосферы, которая в перспективе, возможно, позволит вырабатывать важные решения.

***

Четыре встречи за полтора года – это не так много, их могло быть, наверное, и больше. В 2017 г. работа формата «1+1» начиналась многообещающе – Игорь Додон и Вадим Красносельский встретились уже 4 января. На тот момент и один, и другой едва вступили в должность. Первая встреча, прошедшая в приднестровском городе Бендеры, помогла тогда разблокировать деятельность главного миротворческого органа – Объединенной контрольной комиссии.

В начале 2017 г. обсуждались и вопросы, по которым на сегодняшний день уже есть немалый прогресс – признание приднестровских вузовских дипломов, участие автотранспорта из ПМР в международном движении, сотрудничество сторон в области электросвязи. В. Красносельский тогда заявил, что его радует «стремление президента Молдовы искать компромиссы». По итогам январской встречи президенты зафиксировали «пакет из восьми пунктов» – каждая сторона предложила по четыре вопроса, требовавших решения в первоочередном порядке.

Но после этого в отношениях Кишинева и Тирасполя появились новые сложности: на два с лишним месяца было сорвано подписание контракта на поставку в Молдову электроэнергии Молдавской ГРЭС, молдавские власти также начали предпринимать реальные шаги для создания системы совместного молдавско-украинского контроля на приднестровско-украинской границе, что угрожало (да и сейчас угрожает) частичным блокированием внешнеэкономической деятельности ПМР. И. Додон и В. Красносельский еще встретились 30 марта и предварительно решили провести третью встречу в мае 2017 г.

Однако она уже не состоялась – у глав ПМР и РМ начался период охлаждения, взаимных заочных пикировок и резкостей. В апреле Красносельский раскритиковал инициативу Додона о выделении Приднестровью мест в молдавском парламенте после введения в РМ смешанной избирательной системы. «Это чистый такой популизм и пыль в глаза», – заявил он. Также приднестровский президент обвинил своего коллегу в невыполнении договоренностей, достигнутых на двух первых встречах. Тирасполь, в частности, предлагал тогда подготовить совместное обращение двух президентов к действующему председателю ОБСЕ Себастьяну Курцу с просьбой созвать встречу в переговорном формате «5+2». И. Додон вроде бы поначалу «добро» на это дал, но ничего так и не было сделано.

В Тирасполе также обращали внимание на то, что Додон совсем перестал упоминать о возможной федерализации Молдовы и фактически поддержал введение совместного молдавско-украинского таможенно-пограничного контроля для Приднестровья. «Несмотря на то, что Игорь Додон позиционирует себя как пророссийский политик, в Москве ему никто Приднестровье сдавать не собирается», – подвел под всем этим тогда черту В. Красносельский.

Молдавский президент, в свою очередь, в конце мая 2017 г. заявил, что «независимости у Приднестровья не будет никогда» и что в ПМР «можно было построить второй Дубай» с учетом того, что республика «никогда не платила за российский газ». Дальше – больше: Додон пообещал, что «реинтеграция страны произойдет в ближайшие годы, независимо от того, что говорят некоторые лидеры некоторых регионов Республики Молдова, которые де-факто контролируются или нет в последнее время». Он назвал «предателями» тех, кто на правом берегу готов был бы дать Приднестровью независимость.

В ноябре 2017 года, когда В. Красносельский вместе с молдавским премьером П. Филипом открыли движение по мосту через Днестр в районе сел Гура-Быкулуй и Бычок, многим показалось, что теперь формат «1+1» будет выглядеть по-иному – без И. Додона. В феврале нынешнего года молдавский президент в одном из интервью пожаловался: «Когда я говорю Красносельскому: давайте садиться за стол и говорить, они говорят – нет, мы не хотим, у нас есть Плахотнюк и демократы (олигарх Владимир Плахотнюк и правящая в РМ Демократическая партия. – А.М.), мы с ними разговариваем».

Все это привело к тому, что главы ПМР и РМ не контактировали более года. 25 апреля нынешнего года они все-таки встретились в Бендерах. Объединила Игоря Додона и Вадима Красносельского, как и сейчас, поддержка миротворческой миссии на Днестре. Оба президента казались удовлетворенными и традиционно договорились встречаться чаще.

***

Конечно, формат «Додон – Красносельский», на первый взгляд, выглядит слабее, чем, например, в свое время формат «Воронин – Смирнов» (экс-президенты Молдовы и Приднестровья. – А.М.). Самая болезненная проблема для И. Додона – это по-прежнему отсутствие реальных властных полномочий, несмотря на декларативно высокий пост. Ситуация может измениться, если по итогам февральских выборов Партия социалистов получит парламентское большинство. Мы, однако, считаем это маловероятным: у нынешних прозападных элит в Молдове есть все ресурсы, чтобы в итоге не допустить ПСРМ к полноте власти. Как показывает практика последних месяцев, там существуют большие возможности для манипулирования, достаточно изощренных политических технологий и т.д. Кроме того, на наш взгляд, социалистам все-таки еще предстоит убедиться в том, что смешанная избирательная система, которую они поддержали вместе с Демпартией, – объективно не в их пользу.

У В. Красносельского с объемом полномочий дело обстоит гораздо лучше, чем у И. Додона, но все же и он пока далеко не столь крепкая фигура, какой был когда-то И. Смирнов.

Тем не менее, после того, как молдавско-приднестровскими делами вновь занялся вице-премьер РФ Дмитрий Козак, именно формат «Додон – Красносельский» определенно получит импульс к развитию. Но надо наполнять его большим содержанием. Встречаться только для того, чтобы декларациями поддержать существующий в регионе миротворческий механизм, – это маловато.

И. Додону перед выборами важно показать пусть даже и небольшой, но реальный личный вклад в развитие отношений между Кишиневом и Тирасполем. Также он наверняка будет добиваться того, чтобы приднестровские власти как минимум не препятствовали участию жителей ПМР, обладающих молдавским гражданством, в голосовании на правом берегу. В массе своей это – потенциальный электорат ПСРМ. В ноябре 2016 г. избиратели из Приднестровья и жители другого пророссийского региона  Гагаузии как раз во многом и помогли И. Додону получить тот самый 4- процентный перевес, который позволил ему в итоге одержать победу над правым кандидатом М. Санду и стать президентом.

________________________

А.В. Моспанов – заместитель директора Института социально-политических исследований и регионального развития (Тирасполь)

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2145
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Пржевальский Прибалтика Приднестровье Путин Рахмон РВСН Россельхознадзор Россия Ростсельмаш РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Сахалин СБУ Севастополь сельское хозяйство Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР Столыпин США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Тоомас Хендрик Ильвес Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия ФМС Франция хлопок Центральная Азия ЦРУ Чехия Чечня Чили Шелковый путь Шойгу ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике».


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.org приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика