Спрос и предложение. Почему российское образование востребовано в Казахстане - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 28.03.2023 |

Спрос и предложение. Почему российское образование востребовано в Казахстане

В конце сентября, выступая на Межрегиональном экспертном форуме в Перми, замминистра науки и высшего образования РФ Наталья Бочарова сообщила, что среди зарубежных стран российское образование наиболее востребовано у граждан Казахстана. «Среди десяти стран, которые наиболее заинтересованы в наших образовательных услугах, есть Китай, но он не на первом месте. Где-то на седьмом месте находится Индия. На первом месте у нас Казахстан», – сказала замминистра.

Собственно, слова Н. Бочаровой не являются каким-то открытием или откровением: российское образование действительно пользуется большой популярностью в Казахстане, и его востребованность в последние годы значительно выросла и продолжает расти. Почему? Попробуем разобраться.

* * *

Согласно статистическому сборнику «Экспорт российских образовательных услуг» (Выпуск 8) в 2016/2017 академическом году в вузах России обучались 71 829 студентов из Казахстана, из них 39 757 очно и 32 072 заочно. Сюда же можно добавить и 6254 казахстанца, получавших среднепрофессиональное российское образование в этот же период. В 2010/2011 академическом году их количество составляло 30 тысяч, т.е. число граждан РК, выбирающих образование в РФ, увеличивается в среднем на 6 тысяч человек каждый год. 

Причины высокой востребованности российского образования у казахстанцев в принципе довольно очевидны и просты: оно по сравнению с казахстанским образованием качественнее и дешевле.

Ряд российских вузов в связи с недостатком абитуриентов вообще давно и привычно восполняет недобор казахстанскими выпускниками. Представители этих вузов регулярно приезжают в города РК, делают рекламные презентации своих учебных заведений, проводят вступительные экзамены.

Кстати, нередко для абитуриентов из Казахстана балловый минимум, необходимый для поступления, понижается (пусть и негласно). Связано это с тем, что чем дальше с каждым годом расходятся образовательные стандарты и программы казахстанского и российского среднего образования, тем хуже проявляют себя казахстанские абитуриенты на вступительных экзаменах в российские вузы. Многие родители, зная об этом, начинают готовить своих детей к поступлению заранее: за год или два до окончания школы старшеклассники, планирующие учиться в России, начинают (если финансовое положение родителей позволяет) заниматься с репетиторами по своим профильным предметам и… русскому языку.

Да, к сожалению, вместе с общим снижением уровня качества казахстанского школьного образования (о чём «Ритм Евразии» уже писал) снижается и качество преподавания русского языка, тем более что преподаётся он даже в русских школах как иностранный. И если, слава Богу, казахстанские выпускники пока ещё свободно владеют русским языком на бытовом, разговорном уровне, то, когда на вступительных экзаменах (особенно на гуманитарных специальностях) дело доходит до сочинений, диктантов и грамматических заданий, результат оказывается  весьма печальным.

Стоит отметить, что в Казахстане непростой выглядит ситуация с преподаванием не только русского языка. Концепция образовательного трёхъязычия, споры вокруг которой не умолкали с момента её анонса и которую казахстанские власти с завидным усердием упорно продвигали последние годы, оказалась фактически дезавуированной президентом К.-Ж. Токаевым. В апреле этого года он заявил, что в первую очередь для детей важны казахский и русский языки, а потом уже английский. Но с тем же казахским языком тоже далеко не всё просто: к примеру, недавно филолог Дастан Ельдесов написал на странице в социальной сети Facebook, что внедрение латиницы уже вызвало в школах отток учеников из казахских классов в русские.

Непросто всё и с высшим образованием. Последние пару лет эту сферу сотрясает какая-то непрекращающаяся череда скандалов. Плагиат в диссертациях, публикации в «хищных» журналах, за которые авторов ещё и заставляли платить, незаконное освоение средств, принятие на работу преподавателей без проведения конкурса, несоответствие уровня их подготовки требованиям министерства, коррупция, проникшая во все аспекты образовательного процесса, начиная от распределения мест в общежитиях и заканчивая сдачей экзаменов.

Степень запущенности всей ситуации позволяет оценить весьма показательное событие – в августе в Шымкентском региональном социально-инновационном университете был обнаружен… наркопритон. При дальнейшей проверке выяснилось, что из 78 требований, предъявляемых Министерством образования и науки РК к вузам, данный вуз не соблюдал 63 (!)

В середине лета на совещании с руководителями вузов министр образования Асхат Аймагамбетов подверг их работу жёсткой критике, а в августе уже сам елбасы Нурсултан Назарбаев поручил Совету безопасности изучить и принять меры по искоренению коррупции в вузах республики.

По данным местного эксперта Марата Шибутова, в течение года после окончания вуза лишь каждый шестой казахстанский выпускник находит работу, а работу именно по специальности – лишь каждый двадцать четвёртый.

Связано это в основном с двумя факторами – низким качеством полученного образования и тем, что казахстанский рынок труда уже и так перенасыщен и для новых выпускников вузов просто нет достаточного количества вакансий. И здесь выбор в пользу российского образования позволяет избавиться от обеих проблем: получить более дешёвое и качественное образование и использовать его для трудоустройства на 72-миллионном российском рынке труда. Что будет тем проще сделать, что получение высшего образования в России на очной форме обучения позволяет иностранному студенту получить российское гражданство в ускоренном и упрощённом порядке.

Очень часто так и происходит: казахстанские студенты уезжают учиться в Россию, получают диплом, затем гражданство, устраиваются на работу, а затем забирают к себе оставшихся в Казахстане родителей.

Ну и, разумеется, говоря о причинах востребованности российского образования у казахстанцев, нельзя не упомянуть об очень важном факторе, в немалой степени также формирующем эту востребованность, – это фактор этнический. Не секрет, что основной поток образовательной миграции дают северные и восточные области Казахстана, где ещё сохраняется значительная доля славянского русскоязычного населения.

Ещё четыре года назад казахстанский специалист по вопросам миграции Елена Садовская говорила в интервью изданию Central Asia Monitor, что в Казахстане «наличие перекосов в кадровой политике и этническая дискриминация очевидны для всех». Она обращала внимание на то, что линия Министерства образования и науки РК носит дискриминационный характер в отношении этнических меньшинств. А чем более ограничен доступ к получению высшего образования, тем ниже стартовые возможности в плане обретения в будущем престижной и высокооплачиваемой работы, достижения высокого социального статуса. «Это и является одной из причин массовой образовательной эмиграции представителей этнических меньшинств (русских, украинцев, белорусов, немцев и других) из Казахстана – ведь для них получение высшего образования за рубежом открывает каналы социальной мобильности. Но уже вне страны, где они родились и выросли…»

С тех пор мало что изменилось. Так что если комплекс перечисленных автором проблем в РК не будет разрешён, а российское образование продолжит сохранять свои преимущества по цене и качеству, то, учитывая ещё сохраняющийся в республике значительный человеческий ресурс в виде славянского русскоязычного населения, Казахстан будет вполне способен оказать своему северному соседу большую помощь в реализации федерального проекта «Экспорт образования», согласно которому количество иностранных студентов в России планируется к 2024 году увеличить до 425 тысяч человек.

Правда, необходимо заметить, что этот ресурс не бесконечен. Уже сейчас средний возраст русского казахстанца составляет 40-45 лет против 20-25 у титульного населения. А учитывая, что, согласно официальной статистике МОН РК, 90% казахских семей отдают своих детей именно в классы с казахским языком обучения, то для большинства из них образовательное «окно в Россию» будет, скорее всего, закрыто. И уже в не столь отдалённом будущем может настать момент, когда русскоязычная и казахоязычная молодёжь окажутся по разные стороны границы – не только государственной, но также образовательной и культурной. Очень бы этого не хотелось.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
4054
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Пржевальский Прибалтика Приднестровье Путин Рахмон РВСН Россельхознадзор Россия Ростсельмаш РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Сахалин СБУ Севастополь сельское хозяйство Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР Столыпин США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Тоомас Хендрик Ильвес Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия ФМС Франция хлопок Центральная Азия ЦРУ Чехия Чечня Чили Шелковый путь Шойгу ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике».


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.org приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика