Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 29.09.2020 |

Латвия объявила новый раунд борьбы с российским телевидением

В Латвии активизировалась борьба с российским телевидением – запрещают ретрансляцию на территории этой страны одного канала за другим. Причем под запрет подпадают не только те каналы, которые предлагают зрителям новостные программы и политические ток-шоу, но и абсолютно аполитичные. В идеале латвийские власти хотели бы целиком отрезать население от телевизионного контента, производящегося в РФ, и поместить его в свой собственный информационный «загончик».

Заступились за Порошенко

Как отмечает журналист Вадим Радионов, борьба с «вражескими» телеканалами в Латвии началась не сегодня – власти давно уже регулярно выключают из эфира входящий в состав ВГТРК телеканал «Россия». Но, как показывает практика, латвийские телезрители не начинают после этого смотреть местные каналы, а переключаются на другое российское федеральное ТВ, в первую очередь на телеканалы НТВ, РЕН-ТВ и Первый. «Их рейтинги в этот период, соответственно, вырастают. В эпоху интернета запрет вообще выглядит смешным – желающие смотреть заблокированные в кабельных сетях телеканалы делают это через глобальную сеть», – констатирует В. Радионов. Именно поэтому в Риге трудятся, что называется, в поте лица, стремясь перекрыть все пути, которыми российский телевизионный контент проникает в Латвию.

Так, в конце июля латвийский Национальный совет по электронным СМИ (НСЭСМИ) сообщил, что начал – в который уже раз! – «процедуру ограничения» в отношении телеканала «Россия-РТР». Дело в том, что, проводя мониторинг дискуссии, состоявшейся 10 июля с. г. в программе «60 минут», латвийские цензоры констатировали, что «обозначения, употребляемые участниками дискуссии, а также телеведущей Ольгой Скабеевой, возможно, оцениваются как разжигание ненависти». Их недовольство вызвало то, что некоторые участники передачи назвали Украину «террористическим государством», а её бывшего президента Петра Порошенко – «террористом». В свою очередь, представитель Украины уверял, что Россия якобы только и ждет раскола жевто-блакитной державы, чтобы можно было ее завоевать. «В ходе дискуссии ведущая передачи предложила России войти в Украину, чтобы успокоить обе стороны конфликта», – заявили в НСЭСМИ.

В третьем пункте 26-й статьи латвийского «Закона об электронных СМИ» указывается, что «в программах и передачах электронных средств массовой информации не должны включаться побуждения к насилию или росту ненависти». В этом же случае НСЭСМИ констатирует «возможное нарушение в отношении разжигания розни против Украины и ее народа». Обнаружив «нарушение», НСЭСМИ обязан об этом проинформировать соответствующее СМИ, а также страну-участника, в чьей юрисдикции находится данное массмедиа, и Европейскую комиссию. Согласно местному законодательству в случае, если НСЭСМИ в программе в течение года констатирует как минимум ещё одно нарушение, то учреждение будет иметь право принять решение на время ограничить распространение программ на территории Латвии.

Председатель НСЭСМИ Иварс Аболиньш пригрозил: «У нас нет сомнений, что в данном случае разжигалась рознь и закон был нарушен. К тому же особо подчеркнем, что разжигающие рознь утверждения высказывались не только гостями передачи, но и её ведущей Ольгой Скабеевой. Это означает, что нарушение было сделано осознанно. Поэтому мы начали процедуру ограничения "России РТР". И если в ближайшее время констатируем ещё одно нарушение закона, то ретрансляция их передач в Латвии может быть ограничена. Такие действия на территории Латвии недопустимы – и это четкий сигнал для "России-РТР", а также других каналов, которые, возможно, тоже захотят нарушить наше законодательство».

Со стороны Латвии это далеко не первое проявление дискриминации в отношении российского телевидения. Та же «Россия-РТР», как верно отмечает В. Радионов, неоднократно попадала под удар и раньше. В последний раз это произошло в январе 2019-го, когда тот же Национальный совет по электронным средствам массовой информации принял решение запретить ретрансляцию телеканала на три месяца. «Латвия не потерпит пропаганду Кремля на своей территории. И это ясный сигнал для недружественных стран и сил – мы защищали и будем защищать свое информационное пространство», – заявил тогда И. Аболиньш.

Чем угрожает Латвии телеканал «Бобёр»?

В ноябре 2019-го НСЭСМИ принял решение остановить в государстве трансляцию девяти российских телеканалов. Решение было принято на основании того, что эти каналы, как сообщили представители органа, «входят в холдинг, истинный выгодоприобретатель которого  Юрий Ковальчук, включенный в санкционный список ЕС». Среди подпавших под запрет оказались «Петербург-Пятый канал» и даже столь безобидные каналы, как «Дом кино», «Время: далёкое и близкое», «Бобёр», «Дом кино премиум», «Музыка Первого», «О!», «Поехали», «Телекафе». То есть о борьбе с «российской пропагандой» как таковой вопрос на самом деле даже и не стоит, телеканалы запрещают лишь на основании того, что они – российские.

В конце июня этого года НСЭСМИ принял решение запретить на территории страны семь телеканалов группы RT, которая раньше действовала под брендом Russia Today. Как пояснили цензоры, это было сделано, так как данные каналы «находятся под фактическим контролем и единоличным надзором российского пропагандиста Дмитрия Киселёва». Речь идёт о телеканалах RT, RT HD, RT Arabic, RT Spanish, RT Documentary HD, RT Documentary, RT TV. По мнению спецслужб Латвии, они являются «самыми влиятельными каналами ведущейся Россией в странах Запада пропаганды». По этому поводу И. Аболиньш отметил: «Полученные нами доказательства очень серьёзные, и мы призовем регуляторы всех государств ЕС последовать нашему примеру и запретить RT на своей территории. Таким программам нет места ни в Латвии, ни в Евросоюзе».

Первой на этот призыв откликнулась Литва. В начале июля действующая в этой стране государственная Комиссия по радио и телевидению (КРТВ) запретила трансляцию пяти каналов группы RT: самого RT, его версии RT HD, также RT Spanish, RT Documentary и RT Documentary HD. Их ретранслировали в Литве операторы кабельного и прочего телевидения Balticum, Consilium Optimum и Penki kontinentai, а также интернет-телевидение megogo.net. «Это сделано не по причине нарушений, а потому, что в список лиц, попадающих под санкции, внесено лицо, связанное с программами этого телевидения. Это господин Киселёв – он не должен получать выгоду, поэтому ретрансляция останавливается. Так было сделано в Латвии, а сейчас и в Литве», – заявил глава КРТВ Мантас Мартишюс.

Как отмечает калининградский политолог Александр Носович, специализирующийся на изучении государств Прибалтики, основное возмущение вызывает даже не сам факт запретов, а предлог блокировки. «Страны Балтии одна за другой повторяют фейк о том, что руководителем группы RT является Дмитрий Киселёв, против которого введены санкции Евросоюза, и на основании этой прямой, сразу же опровергнутой лжи запрещают российские телеканалы. В России за время этой позорной кампании уже устали повторять, что группа телекомпаний RT, которую возглавляет Маргарита Симоньян, и международное информационное агентство "Россия сегодня", которое возглавляет Дмитрий Киселёв, – это две разные организации. Да, по-английски они звучат одинаково, однако телекомпания Russia Today – это оригинальное название, а МИА "Россия сегодня" – переводное с русского. Все попытки это объяснить бесполезны. Прибалтийские власти не хотят ничего понимать. На самом деле их вообще не интересует, кто там в Москве что возглавляет», – констатирует А. Носович.

«Они запретили RT, потому что Дмитрий Киселев, не имеющий отношения к RT, – под санкциями. Мы планируем продолжать хохотать над их идиотизмом. Т. к. в случае с Прибалтикой ни одно другое наше действие не было бы более эффективным, чем это, мы пробовали. А смех, говорят, продлевает жизнь – хоть какая-то польза», – с горьким сарказмом сказала Маргарита Симоньян. Здесь явный намёк на то, как в прошлом году Симоньян безуспешно обращалась к президенту Эстонии Керсти Кальюлайд, прося оставить в покое журналистов местного портала «Спутник».

С ответом не заржавеет

Латвийский юрист Юрий Соколовский иронизирует: «НСЭСМИ сам пилит сук, на котором сидит. Он регулирует работу электронных СМИ, в том числе телеканалов. В последние годы их аудитория сужается: недавно в Латвии решили закрыть крупнейший телеканал LNT. Запрещая ещё и российские телеканалы, члены Совета рискуют остаться без дела. Многие вообще перестают смотреть телевизор, предпочитая ему интернет-сервисы. Не получится ли так, что скоро Совету нечего будет регулировать?» Впрочем, у НСЭСМИ ещё много работы – теперь там взялись за сайты-ретрансляторы. В июле Национальный совет по электронным СМИ решил ограничить работу портала kartina.tv. Портал обвинили в том, что его контент, во-первых, нарушал авторские права, во-вторых, «в некоторых случаях был направлен против Латвии и её жителей и способствовал разжиганию ненависти». Другими словами, kartina.tv давал жителям Латвии возможность просмотра запрещённых на территории этой страны российских телеканалов.

По решению НСЭСМИ провайдеры должны закрыть доступ к порталу. Пока что решено, что доступ к адресам kartina.tv и play.kartina.tv будет закрыт до 9 октября, но он может быть продлен. Совет начал ещё несколько аналогичных административных дел. «В любой стране, когда властям надо показать народу дутые усилия, то они начинают бороться с проституцией. Не поборют, но обществу заметно, да и весело. То же самое – бороться с сайтами в интернете, которые показывают телевидение из РФ. Их сотни! Просто суета, зато "работали"! Клоуны!» – с насмешкой пишет в соцсети оппозиционный политик, бывший депутат самоуправления Риги Игорь Кузьмук.

Россия, впрочем, не намерена оставить такие действия без внимания. В российском МИД подчеркнули, что борьба с телеканалами является прямым нарушением обязательств по свободе СМИ, принятых на себя прибалтийскими государствами. Временная комиссия Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со СМИ призвала Министерство иностранных дел РФ и другие органы исполнительной власти в рамках своей компетенции «изучить возможности введения ответных политических и других мер» в отношении властей Литвы, Латвии и Эстонии, «грубо нарушающих принципы свободы слова и распространения информации, а также свои обязательства перед международными организациями». В Совете Федерации подчеркнули, что такие действия нарушают принципы свободы слова и беспрепятственного распространения информации, являющиеся фундаментальными нормами ОБСЕ и Совета Европы.

Глава комитета СФ по конституционному законодательству Андрей Клишас сообщил, что его комитет поддержит заявление комиссии. «Такие действия иностранных государств не должны оставаться без ответа. Против чиновников, которые нарушают права российских СМИ, необходимо вводить санкции со стороны России», – считает А. Клишас. Председатель временной комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков заявил, что санкции не будут симметричными, то есть препятствий работе прибалтийских СМИ в России чиниться не будет. Скорее всего. «Сейчас широко используются механизмы персональных санкций к тем людям, которые занимаются сознательной антироссийской деятельностью», – пояснил А. Пушков.

В то же время он напомнил, что на территории РФ действует целый ряд СМИ, которые напрямую финансируются из государственных бюджетов ряда западных государств и выражают точку зрения, благоприятную для правительств этих стран. «До сих пор это не являлось поводом, чтобы ставить под сомнение их работу на территории РФ», – сказал сенатор. И эти его слова, конечно, можно истолковать по-разному.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1104
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Пржевальский Прибалтика Приднестровье Путин Рахмон РВСН Россельхознадзор Россия Ростсельмаш РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Сахалин СБУ Севастополь сельское хозяйство Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России СНГ соотечественники Союзное государство СССР Столыпин США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Тоомас Хендрик Ильвес Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция Тюркский совет Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия ФМС Франция хлопок Центральная Азия ЦРУ Чехия Чечня Чили Шелковый путь Шойгу ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике».


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.org приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика